24.04.2020
Сегодня активно обсуждается вопрос саморегулирования на финансовом рынке. В проекте закона о финуслугах Национальный банк предусмотрел целый раздел, посвященный вопросам саморегулирования. А управители ФФС, НПФы и администраторы пенсионных фондов, при переходе под регулирование Комиссии по ценным бумагам, просто обязаны стать членами саморегулируемых ассоциаций, поскольку на фондовом рынке членство в СРО является обязательным. Скажу прямо, я сторонница СРО, и тема саморегулирования для меня всегда была интересна. А так как при обсуждении проекта закона о финуслугах и, в частности, его раздела о саморегулировании, стало понятным, что для многих эта тема совершенно новая, хочу поделиться, как мне кажется, довольно интересной и нужной информацией.
Начну с того, что первая саморегулируемая организация появилась в конце XVIII века в США. Это была Нью-Йоркская фондовая биржа, которая устанавливала правила для торговцев ценными бумагами и контролировала выполнение этих правил. А в 1934 году термин «саморегулируемая организация» был введен в американское законодательство (закон о фондовых биржах). Стоит отметить, что сегодня в США саморегулирование активно внедрено на рынке ценных бумаг, в профессиональной адвокатской, архитектурной, оценочной, рекламной деятельности, а также в области медицины, прессы и туризма.
СРО по-американски
Что же такое саморегулирование в американском варианте? Основные черты американских СРО - это правила, созданные для конкретной отрасли и не имеющие аналогов в законодательных нормах. СРО могут иметь как обязательное, так и необязательное членство, коммерческий и некоммерческий характер. Также некоторые СРО в США не используют в своих названиях термин «саморегулируемая организация». Интересный факт: еще в начале XX в. в перенасыщенных товарами и услугами США зрело общественное недовольство качеством рекламы, её неэтичностью и низкой достоверностью. Это послужило тому, что в 1906–1912 гг. в США были созданы «комитеты бдительности». Их задача заключалась в выявлении случаев недобросовестной, с точки зрения потребителей и конкурентов, рекламы в воздействии на рекламодателей и распространителей рекламы для улучшения её качества. Именно тогда и был запущен механизм саморегулирования в рекламной сфере, благодаря эффективности которого в США по сей день нет необходимости в принятии специальных законов о рекламе. Что касается фондового рынка, то в целях усиления его государственного регулирования, вызванного преодолением последствий Великой депрессии 1929 - 1933 годов, был принят ряд законов, направленных на защиту инвесторов и формирование правил рынка ценных бумаг. Среди них закон о бирже, который в 1934 году дал старт развитию СРО как регулятора профессиональной деятельности, наделив Национальную ассоциацию дилеров по ценным бумагам (NASD) статусом и функциями СРО. Начиная с 1934 года и по сегодняшний день, Конгресс и Комиссия по ценным бумагам и биржам США пытаются превратить СРО из «частных клубов» в государственные органы. Что нередко и раньше, и сегодня приводит к скандалам! Но Америка, таким образом, пытается сместить вектор регулирования в сторону огосударствления СРО. В 2007 г. NASD, при участии Нью-Йоркской фондовой биржи, была реорганизована в Регулятивный орган финансового сектора (FINRA). В настоящее время FINRA является монопольной СРО с обязательным членством, работает под прямым контролем Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC). Основная цель ее деятельности - повышение эффективности путем создания единого свода правил. Важно, что права и обязанности в американских СРО, как, впрочем, и в большинстве СРО других стран, устанавливаются внутри, самими участниками. Но надзор за деятельностью большинства действующих СРО осуществляется органом исполнительной власти. Кстати, большинство экспертов сходятся во мнении, что появление СРО - это следствие естественного процесса развития рыночных институтов и возникновения необходимости упорядочивания и регламентации взаимоотношений бизнеса и государства. И, что не менее важно, они считают, что саморегулирование на рынках не насаждается государством, а диктуется необходимостью его внедрения.
Европейский опыт
В Германии первые процессы саморегулирования зародились в системе здравоохранения. В 1883 году немецкий парламент принял закон об обязательном медицинском страховании некоторых категорий работников. И класс промышленных рабочих начал создавать добровольные СРО взаимопомощи для предотвращения обнищания вследствие болезни или смерти кормильца семьи. В Британии система СРО одна из самых продуктивных. Их особой гордостью является саморегулирование в юридической сфере. В соответствии с Законом о «О солиситорах» вступить в СРО (Правовое Общество Law Society) обязаны все юристы, включая тех, кто осуществляет судебную защиту, и специалисты, удостоверяющие сделки по переходу прав собственности. В то же время, саморегулирование в сфере торговли ценными бумагами в Британии потерпело фиаско. Саморегулируемые организации так активно защищали интересы своих членов, что это привело к злоупотреблениям и нарушению прав инвесторов. Контролировать деятельность своих членов профильные СРО оказались не в состоянии, так как участники рынка имели возможность вступать одновременно в несколько саморегулируемых организаций. При том, что обязательность членства в СРО носила формальный характер. В результате в 1997 году Великобритания отказалась от института саморегулирования в сфере торговли ценными бумагами.
СРО в далекой Австралии
Если в Великобритании модель саморегулирования на рынке торговли ценными бумагами не сработала, то в Австралии она оказалась не эффективной в сфере юридической деятельности, невзирая на то, что строилась по английской модели. Судя по всему, такие понятия, как менталитет, национальные особенности и культура, даже в вопросах саморегулирования имеют место. Подытоживая часть, посвященную возникновению саморегулирования, стоит сказать, что практически во всех сферах бизнеса США, Канады, ЕС существуют саморегулируемые организации - стоматологи, акушеры, фармацевты, производители продуктов питания, фермеры, парикмахеры объединяются в отраслевые СРО. Возможно, именно поэтому ни в Европе, ни в США нет такого огромного штата чиновников, контролирующих выполнение правил и стандартов, такого количества институтов сертификации и лицензирования, как у нас. Большинство этих функций возложено на СРО.
Виктория Волковская, генеральный директор АФИ
Bình luận